Вуз, нацеленный в будущее

Осенью 2022 года Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова празднует 55-летний юбилей. За эти годы он превратился в один из ведущих научных, образовательных и культурных центров страны. О формуле успеха, стратегических ориентирах и конкурентных преимуществах вуза рассказывает ректор Андрей Александров.

АО. Андрей Юрьевич, каковы, на ваш взгляд, основные составляющие успеха вашего университета?

– Сегодня университет успешно реализует многие инновационные проекты и программы в сфере образования, развивает фундаментальную и прикладную науку, формирует личность специалиста будущего с высшим образованием, основываясь на накопленном опыте и традициях. В этом, прежде всего, и заключается формула успеха: бережно хранить и ценить историю своего вуза, развивать ее в новых реалиях и на основе этого строить стратегические планы и целенаправленно их реализовывать. Результат налицо: Чувашский госуниверситет, по данным рейтинга «Национальное признание – 2021», вошел в сотню лучших вузов страны.

АО. Расскажите, пожалуйста, о ключевых образовательных программах вуза.

– В университете разработаны и реализуются новые образовательные программы: «Мехатронные системы», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Русский язык и английский язык», «Преподавание математики и информатики», «Цифровая преобразовательная техника в автоматизированных системах управления», «Автоматизированные электромеханические комплексы и системы», «Цифровой электропривод и преобразовательная техника», «Юрист в финансово-экономической деятельности и корпоративном управлении», «Правовое обеспечение национальной безопасности» (специализация № 2 «Государственно-правовая»), «Цифровые системы радиоуправления».

В ближайшее время планируется запуск еще одного гиперактуального направления подготовки – «Искусственный интеллект».

Университет пролицензировал ряд востребованных направлений подготовки и специальностей, набор на которые начался уже в 2022 году. Среди них несколько программ СПО, что обеспечит потребности в специалистах среднего звена регионального сектора государственной службы, судебной системы, социального обеспечения, малого и среднего бизнеса, банковского сектора. Вместе с тем вуз получит возможность отбора и подготовки качественного мотивированного абитуриента с крепкими практическими навыками для продолжения обучения по программам высшего образования.


Уже девятый год подряд Минобрнауки России признает ЧувГУ эффективным вузом, а в 2021 году ему был присвоен статус федеральной инновационной площадки


АО. В одном из интервью вы сказали, что пандемия COVID-19 послужила своего рода трамплином для цифровой трансформации образовательных программ. Впоследствии была разработана стратегия цифровой трансформации вуза до 2030 года, на реализацию которой было выделено свыше 19 млн рублей. Каковы ее основные цели и задачи?

– Многое было сделано в первые месяцы пандемии по правовому обеспечению стремительных цифровых процессов на федеральном уровне, что позволило уточнить вектор трансформации и на фоне практически ежедневных нововведений оставаться в правовом поле.

Но цифровая трансформация научно-образовательного и организационно-методического, управленческого процессов в университете началась задолго до 2020 года, а потому прошла относительно легко и в техническом, и в организационном плане, потому что и руководство вуза, и его коллектив были хорошо готовы к вызовам пандемии. ЧувГУ первым в регионе перешел на использование дистанционных технологий. В мае 2020 года университет был признан зоной уверенного развития цифровой трансформации ВПО. По данным Национального рейтинга онлайн-активных образовательных учреждений, вуз занимает 25-е место в списке вузов России, эффективно использующих digital-технологии в обучении.

Целью стратегии цифровой трансформации вуза являются оптимизация ключевых и вспомогательных бизнес-процессов и полный перевод документооборота в цифровую среду. Это позволит освободить факультеты от бюрократических процедур и высвободить драгоценное время для формирования личности студента и занятий научной деятельностью. Уже к началу следующего учебного года мы готовы к введению многофункционального цифрового студенческого центра, работающего по принципу одного окна. В ближайших планах – создание многофункционального центра для профессорско-преподавательского состава и управления университетом на принципах «из любой точки».

Еще в 2019 году университет приобрел дорогостоящую студию цифровой записи, которая помогает создать уникальную авторскую библиотеку онлайн-курсов ЧувГУ (более 160) и решить одну из ключевых задач вуза на ближайшие годы – перевод «живых» курсов в онлайн-формат.

В 2021 году были введены в действие сразу две уникальные лаборатории: первая в Поволжье учебная «Лаборатория цифрового электропривода» и «Лаборатория силовой преобразовательной техники». Всего в развитие лабораторной базы в 2021 году мы инвестировали более 100 млн рублей.

Чтобы сделать обучение в вузе более мобильным и комфортным, мы запустили систему личных кабинетов абитуриента, студента и преподавателя. Работаем и над созданием мобильного приложения для смартфона. Совсем недавно открылось Управление цифровизации, которое поможет сделать образовательный процесс более современным и привлекательным для студенческой молодежи.

АО. Какие направления международного сотрудничества реализуются в университете и каковы дальнейшие перспективы его развития?

– На данный момент на 15 факультетах ЧувГУ обучается более 2 500 студентов из 50 стран мира. Наиболее популярны среди иностранных граждан ОП «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация», которые не первый год реализуются на русском и английском языках. За прошедшие три десятилетия подготовлено более 1 000 высококвалифицированных специалистов, которые работают во всех уголках мира.

Функционируют международные научно-исследовательские и культурные центры: Центр изучения Китая, Клуб арабской культуры, Международный студенческий клуб.

Университет является активным членом Ассоциации вузов «Волга-Янцзы», Евразийской ассоциации университетов, Консорциума технического образования России и Казахстана.

На базе вуза не первый год работает Чувашское региональное отделение Российского общества дружбы с Кубой, созданное в целях содействия развитию научно-образовательных, общественных, культурных связей между Россией и Кубой, а также дружбы, взаимопонимания и доверия между народами двух стран.

Осуществляется многоплановое сотрудничество с университетами Беларуси, Узбекистана, Китая, Кыргызстана, Казахстана, Индии, Шри-Ланки, Малайзии, Бразилии, Кубы и других государств.

В апреле 2022 года преподаватели медицинского факультета прошли онлайн-курс по традиционной медицине, организованный Хэбэйским химико-фармацевтическим колледжем. Студенты и преподаватели ЧувГУ имеют постоянную возможность изучать китайский язык на курсах, проводимых носителями языка, на базе самого вуза, а также в онлайн-формате с участием китайских вузов-партнеров.

В мае на базе Самаркандского государственного университета был открыт Центр русского языка и культуры.

В июне достигнуты договоренности с тремя университетами Шри-Ланки о сотрудничестве в сфере энергетики и электротехники, медицины, экономики, IT и других областях, реализации программ академической мобильности.

В этом году для иностранных граждан планируется организовать Международную летнюю школу по русскому языку. Также намечено развитие сотрудничества с вузами Ирака и странами Африки.

АО. Выпускники ЧувГУ востребованы по всему миру, что говорит о высочайшем уровне квалификации преподавателей и подготовки студентов. Каковы преимущества специалиста, вышедшего из стен вашего университета, на рынке труда?

– Выпускник ЧувГУ узнаваем на рынке труда. Достаточно сказать, что за 55 лет истории нашего многопрофильного университета все сферы экономики, энергетики и электротехники, медицины, педагогики региона полностью обеспечиваются кадрами, подготовленными у нас. Специалисты, вышедшие из стен университета, известны и за пределами региона, в странах всех континентов.

Отличительные черты выпускника ЧувГУ – наличие компетенций по командообразованию, высокая мобильность, готовность к самообразованию, независимость в принятии решений, способность адаптироваться к вызовам и принять их на себя.

Предприятия-партнеры, работодатели принимают непосредственное участие в разработке учебных программ, занимаются руководством при подготовке научных исследований, курсовых проектов, выпускных квалификационных работ. Предприятия создают на базе вуза профильные учебно-научные лаборатории, оснащенные новейшим оборудованием. В свою очередь, часть штатных преподавателей университета работает на предприятиях ведущими специалистами и научными консультантами.

В ходе обучения используется современное техническое оснащение и программное обеспечение, применяемое в производственном процессе. Студенты в обязательном порядке проходят производственную практику в профильных компаниях, пробуют работать в режиме неполного рабочего дня и освоить элементы решения поставленных инженерных задач, познакомиться с трудовыми коллективами, выполнить выпускную квалификационную работу на актуальную тему.

Фактически в Чувашском госуниверситете возникла интеграция науки, образования и практики. Каждая выпускающая кафедра напрямую взаимодействует с работодателями по своему направлению. Поэтому наши выпускники уверены в трудоустройстве.

АО. Каким вы видите университет через 5-10 лет? С какими достижениями планируете подойти к последующим юбилейным датам?

– Университет и дальше будет участвовать в программе стратегического лидерства, открывать новые образовательные программы, востребованные на рынке труда, развивать сотрудничество с предприятиями в пространстве НИОКР.

Будут созданы новые научно-образовательные лаборатории, расширится инфраструктура вуза. Без фундаментальной науки современный университет неполон. В науке, как и в образовании, востребованы молодые кадры. Безусловно, будет продолжена грантовая поддержка молодых исследователей. Расширятся возможности аспирантуры, студенческих конструкторских бюро.

Все эти направления деятельности будем активно развивать и впредь.


Университет сегодня 

  • 15 факультетов, 20 учебных корпусов, 9 общежитий
  • Собственный спортивный комплекс, бассейн, санаторий-профилакторий и университетская клиника, спортзалы и спортивные площадки
  • Крупнейшая в республике вузовская научная библиотека
  • Дворец культуры – современно оснащенный и востребованный в Поволжье

Общефедеральный журнал «Аккредитация в образовании». 2022. Октябрь.